Главное меню
Балканский тур.

Курдистан.

Турок, хозяин отеля, показывал нам на карте, как лучше объехать эти места – «очень опасно! Проезжайте не останавливаясь!». Почти напугал нас. Но мы уже общались на эту тему с Джоном из Голландии, который как раз проезжал территорию Турции, которая заселена в основном курдами. Джон, рассказывая о курдах, поднимал большой палец вверх и говорил – «вэри гуд пипл, супер пипл!» - поделился с нами контактами и заверил – смело езжайте!

Покидаем Каппадокию.

Природа в Турции суровая, но дороги красивые, ехать интересно.

Нам было немного тревожно, что мы опять куда-то приехали, непонятно какие здесь обычаи, какая культура, как относятся к русским. Я, на всякий случай, позвонила маме, спросила, как там советский союз с курдами общался? Выяснила, что мы их поддерживали. Ну, надеюсь, они помнят. Все же, рассказы турок о зверствах курдов, нас напрягли. Хотя, я их понимаю, для них курды – это типа наших чеченов, тоже угроза сепаратизма, постоянные теракты (буквально за день до того, как мы въехали в Каппадокию, произошел взрыв на курорте в Турции, тогда погибли несколько человек).

Краткий экскурс в современную историю: курды – это единственная нация, не имеющая своего государства, при таком количестве народа (50 млн.). Большая часть курдов проживает в Иране, Ираке и Турции. Каждый правитель данных государств (например, Саддам Хусейн в Ираке) считал своим долгом избавиться от курдов. В Турции официально запрещено продвигать национальную культуру курдов, петь песни на курдском, писать книги и т.п. Как я поняла, слово «курд» у турок вообще под запретом, и считается чуть ли ни ругательным. С недавних пор, Рабочая партия курдов находится в состоянии войны с Турцией.

Мы, совсем незаметно, оказались уже в Курдистане. Буду называть эту часть территории этим словом, чтоб было понятней. Букинг.ком здесь не работает, поэтому мы остановились, чтобы посмотреть карту города и список отелей, заранее закаченных в телефон. И сразу же к нам подошел человек, который на неплохом английском стал объяснять: где какие отели, как утром съездить посмотреть местную достопримечательность, и вообще решил нам помочь. После равнодушия турок, мы не ожидали такого участия. На всякий случай спросили – кто он по национальности? Он гордо ответил – курд! И что здесь все курды. Слово за слово, он привел нас к гостинице своего дяди, напоили нас чаем и кофе. Устроились очень дешево, а на утро купили у этого же дяди тур на Немрут-Даг (гора), ради чего собственно сюда и приехали. Саша, кстати, привыкший к турецкому кофе, спросил, перед тем как нам принесли напитки: «Туркиш кофе?». На что наш новый знакомый сморщил лицо: « Ноу! Нескафе!». Так что, курды пьют чай или нескафе. Никакого сваренного кофе.

Подарили наклейку клуба.

Теперь по поводу самого тура. В Турции есть два Немрут-Дага –гора и вулкан, находятся совсем в разных местах друг от друга. Посетить стоит оба места. Ниже пойдет речь о горе Немрут.

Тур стоит недорого, 2000 руб на человека. Выезд в 3 утра! Везут на микроавтобусе, новом форде транзит. Далее придется забираться в потемках на гору, без фонарика мы чуть не сломали себе шею. На вершине очень холодно и ничего не видно. Мы, как обычно, не взяли теплых вещей и мерзли 2 часа в своих мото-куртках. К 6 утра посветлело, увидели, что вокруг нас много японцев – откуда они берутся? Заняли место на ступеньках и ждали рассвет. Восход солнца заслонила туча. А планировалось, что будет что-то грандиозное.

Сам Немрут-Даг – это святилище-гробница на вершине горы, построенная в 62 г. до н.э. Немрут-Даг включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
К сожалению, головы уже отделены от статуй.

Потом действительно стало красиво.

Но! ради всего этого, я советую не ехать в такую рань, а спокойно приехать днем своим ходом. Бесплатно.
После этой горы нас отвезли в лагерь, вкусно накормили. Там мы получше познакомились со всеми из нашей команды- китаец, 2 новозеландки, австралиец, немец – последние два потом где-то потерялись.

После завтрака нас повезли к другим памятникам истории.

Пейзаж здесь тоже довольно своеобразный.

Древний мост, построенный римлянами.

Всюду остатки Римской империи.

Вернувшись в гостиницу, мы еще некоторое время слушали рассказы про нелегкую жизнь курдов и их освободительное движение. В процессе этих бесед наш новый знакомый написал нам словарик самых нужных слов на курдском языке. И, наши попытки произнести что-нибудь на-курдском, были нашим козырем во всей дальнейшей поездке по Курдистану. Мы даже не представляли, насколько курды будут польщены и рады родным словам произнесенными из уст иностранцев!

Главное слово – «спас». Его легко выучить, т.к. по-русски – это «спасибо». Спас - спасибо. Достаточно этого слова - и мы самые почетные гости в любом месте! Остальные слова несколько труднее, и нас понимали с трудом, но с радостью подсказывали.

Следующая наша цель – озеро Ван. Город Татван. Самый кратчайший путь до него – через паромную переправу.

Наверное, мы были первыми путешественниками, которые забрались в эту деревню, где находился паром. Местные очень бурно реагировали, улыбались, шептались между собой. Но подойти к нам не решались.

Правда потом к нам подошел курд, знающий английский язык, и все 15 минут, пока шел паром, болтал без остановки. Спрашивал, как нам тут нравится, как кухня, как природа, как города и все такое. Саша же пытался удержать мотоцикл!

Мы ехали таким образом на пароме весь путь, придерживая мотоцикл на весу.

По пути в Татван мы проезжали множество небольших городов, где нас непременно приветствовала местная детвора.

Отдыхают на островке безопасности.

Остановились заправиться. После волшебного слова «Спас!», к нам вышел директор заправки, угощал нас кофе и не позволил заплатить за бутылку воды.
  Весь персонал собрался, чтобы проводить нас в путь.

Озеро Ван. Город Татван.

Озеро Ван – это бессточное солёное озеро, расположенное на Армянском нагорье в восточной части современной Турции.
В настоящее время, из-за варварской эксплуатации, озеро находится под угрозой исчезновения. В озере водится только один вид рыбы, а окрестности озера знамениты обитанием кошек породы «турецкий ван», которые любят купаться в воде.

Самая известная культурная достопримечательность этого района – остров Ахтамар, с сохранившейся армянской церковью Святого креста. Не так давно эти места населяли православные армяне, но турки уничтожили почти все напоминания об этом, вместе с армянами. Эта церковь чудом сохранилась, т.к. находится в отдалении от городов. В последнее время, турецкое правительство пытается привлечь туристов к озеру Ван, и приняло некоторые меры к сохранению этой церкви.

Сейчас, вместо турков, здесь живут курды, и этот район считается очень бедным с экономической точки зрения. Если кто помнит, несколько месяцев назад в этом районе было сильное землетрясение, в ходе которого много людей остались без крыши над головой, а зимой здесь довольно холодно. По ТВ еще показывали, что правительство Турции отказывается от международной помощи, а на колоны с гуманитарной помощью совершаются вооруженные нападения. Побывав в этих местах и узнав больше о курдах и их взаимоотношениях с турками, я теперь думаю, что, возможно, этот отказ от помощи и грабежи на дорогах – неспроста. Чем дальше от Стамбула, тем больше вражда между турками и курдами.

Тем не менее, эти места очень интересны для путешественников. Я бы сказала, что ради этого места, мы бы еще раз посетили Турцию.
Первым делом мы заселились в гостиницу в г.Татване, их здесь много, почти все находятся вдоль центральной улицы. Выбирать нужно поближе к супермаркетам. Они здесь современные, но учтите, что алкоголь нигде не продается. Когда Саша спросил у управляющего в отеле, где можно купить пива, тот сказал, что это в их городе это невозможно. Но ищущий всегда найдет!

В подвале этого торгового центра располагается продуктовый супермаркет, где Саша набрал пива. На кассе все бросали на нас косые взгляды. Но когда на следующий день мы снова вернулись, и опять купили только пиво и чипсы, то продавщица уже смеялась, а не хмурилась.

Кстати, иностранцев здесь мало кто видел. Поэтому стоит приготовиться к пристальным взглядам. Особенно туго приходилось мне, несмотря на то, что я была очень скромно одета, волосы у меня были убраны под кепку, а плечи и ноги полностью прикрыты. Это просто кошмар какой-то. Было ощущение, что я иду голой по улице.

Вместо пивных здесь есть такие кондитерские, все очень вкусно!

Мальчики носят лепешки на голове.

Еще в России, голландец Джон посоветовал нам подняться на вулкан Немрут и передать привет курдам, у которых он там жил. Правда, он был на ГСе, а мы на ГТРе. Но эндурить на спорт-туристе мы уже привыкли, поэтому легко преодолели этот захватывающий по красоте путь. Эти 30 км мы ехали часа 3, каждые 100 метров останавливаясь, чтобы полюбоваться видами.

Дорога такая

Само место представляет собой несколько кратеров, с озерами внутри. Первое озеро :

Здесь пастухи пасут коз

...которых охраняют огромные псы. Я вообще-то собак не боюсь, но когда на нас издалека помчались такие монстры, мы остановились и немного запаниковали. Из экипа на нас были только шлем и куртка. А кусать, если что, будут ноги. Я предложила Саше применить прямоток )) вот еще один плюс от использования этого тюнинга! К счастью, пастухи, увидев каких-то странных людей, позвали собак, и мы осторожно проехали мимо.

Козы очень красивые, с длинной шерстью.

Следующее озеро – самое теплое, т.к. здесь есть природные горячие источники. Сначала лучше погреться в них, а потом уже прыгать в озеро.

Здесь же мы встретили тех самых курдов, у которых пару месяцев назад гостил наш Джон.

Мы даже не ожидали, насколько будут рады нас видеть хозяева этой импровизированной кафешки.

Сюда стоит съездить, хотя бы для того, чтобы покупаться в кратере вулкана!

Стены вулкана Немрут окружают это озеро. И они такие высокие, что чувствуешь себя лишь крупинкой посреди такого огромного мира.

А это туалет!

Самое большое озеро находится чуть дальше от кафе.

Чтобы здесь покупаться, нам пришлось пройти километр, подальше от группы местных курдов и иранцев (судя по номерам авто). Их дочери и жены купались прямо в парандже. Мы сначала отошли всего на 100 метров от них, но они перебрались к нам, чтобы посмотреть, буду ли я купаться. Мы ждали минут 10, пока не надоело.

Потом долго шли по камням, через бурелом, наконец-то выбрали супер место, без посторонних. Я вдоволь накупалась, в купальнике, естественно, а не в парандже. И как только я оделась, поспели наши наблюдатели! Двое мужчин все-таки нашли нас, и сделали вид, типа они мимо проходили, и случайно нас увидели! Это…. Цензурных слов на это нет.

Вернувшись в кафе, мы еще долго общались с нашими новыми знакомыми (один из них немного знал английский, а мы знали слово «Спас» на курдском). Забыла как его зовут… Он пообещал, что заедет вечером к нам в отель и повезет гулять. Неплохо. На прощание мне подарили букет вулканических цветов, и мы отправились обратно, уже по другой дороге.

Вдали синеет озеро Ван.

Это озеро Ван вблизи.

Мы очень проголодались, и хотели найти какой-нибудь ресторанчик на берегу озера. Оказалось, что это не просто. Долго кружили вдоль озера, недалеко от крупных городов, наконец, обнаружили небольшой пляж и какие-то постройки, и подумали, что это кафе. Я только успела снять шлем, как нас окружили с десяток молодых людей и стали меня фотографировать! Я сразу одела шлем обратно, но они все равно снимали меня на телефон и что-то радостно обсуждали, показывали на мои глаза, видимо им понравился их голубой цвет. Круто, конечно! Саша сразу же предположил, что меня здесь можно выгодно продать. Договорились обсудить это в отеле.

Вечером, на удивление, наш знакомый с кратера вулкана нашел нас в отеле и повез «на танцы». Саша обрадовался – дискотека!
Мы сели в его машину, заехали сначала за его родственником, который недавно вернулся из Мекки. Это был намек, что при нем алкоголь не употреблять. Все серьезно.

Повезли нас куда-то за город, освещение закончилось, мы находились уже среди каких-то бараков. Сидим и думаем: а вдруг нас сейчас в какое-нибудь рабство отправят? Никому не сказали, куда мы едем, никто о нас не знает, паспортов у нас нет, кто такой вообще этот курд и где мы вообще???!!! Саша прошептал мне, что у него в кармане нож, у меня ключи, по дороге обсудили план побега и где встречаемся.

И тут слышим музыку! Оказывается, нас привезли на свадьбу! То, что мы знали несколько слов по-курдски, очень нам пригодилось. Сначала все присутствующие были в недоумении, кого это им привезли? Но Сашина коммуникабельность сыграла свою роль и вскоре нас представили главному старцу (не знаю, как это у них называется, но видно было, что он самый важный человек в их общине). Поэтом нас усадили на самые лучшие места, в первых рядах, где можно было наблюдать, как проходит национальная свадьба у курдов.

Выглядит это так: мальчики отдельно, девочки отдельно. И никакого алкоголя! Представьте свадьбу с чаем, вместо водки. Мне, в отличие от Саши, удалось побывать и в женской комнате, и в мужской. Сашу к девочкам не пустили.

Наутро наш курдский друг угостил нас завтраком и подарил нам диск с национальной музыкой, которая запрещена в Турции. Он, кстати, довольно современный молодой человек, привыкший к иностранцам, т.к. владеет небольшим турагентством в Татване, к нему приезжают туристы из США, Европы, Австралии – показывал нам фотки с восхождения на Арарат и Немрут зимой, очень интересно. Нашла его визитку, курда зовут Хаким, а вот его сайт eastturkeytravel.com.

Следующим пунктом назначения, и конечным в Турции, был город Трабзон, откуда мы должны были отплыть на пароме в Сочи.
Но перед этим, мы сделали крюк, специально, чтобы посмотреть вблизи на гору Арарат. Которая, оказывается, находится на территории Турции, а не Армении, как я раньше думала.

Дорога до горы вдоль озера Ван очень живописная.

Можно искупаться, вода теплая, поблизости ни души.

Вода в озере на ощупь очень мягкая, а на вкус соленая.

За такое фото, по турецкому законодательству, можно угодить за решетку.

Арарат еще не видно.

Дорога потом резко уходит вверх. И становится довольно холодно. Градусов 10. Повсюду остатки извержения вулкана – горелая земля и вздыбленная застывшая лава.

Холодно и мрачно.

Так живут очень бедные жители Турции.

Гора Арарат находится недалеко от границы с Ираном. Решили прокатиться до Ирана.
Дорога идеально прямая и ровная. Машин почти нет.

Вот и сама граница с Ираном.

Жаль, что заранее не озаботились визой. Джон рассказывал, что его очень впечатлила эта страна. Правда, меня бы туда не пустили, без паранджи. Там с этим все намного серьезнее.
Вот и сам Арарат, а рядом Малый Арарат. К сожалению, вершина горы скрылась от нас под облаками.

Арарат хоть и не восьмитысячник, но тоже довольно высокий.

Популярные темы

11.01.2018, 17:29
Балканский тур.
11.01.2018, 19:45
11.01.2018, 16:13
Путешествие на GTR 1400 по России
15.03.2018, 19:07
Путешествие на Север (ч.5)
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.